1

МАЛЛ ХЕЛЛАМ: Надо иметь смелость подвести итоги и попросить совета

Поделиться:

ФОТО: Малл Хеллам, руководитель Фонда открытой Эстонии.

Ваймупуу  посчастливилось получить финансирование от Фонда Aктивных Граждан для нашего проекта, который мы давно хотели сделать — перевести на простой язык самые важные тексты, законы и постановления, которые затрагивают всех людей, особенно людей с особыми потребностям. Нашими партнерами являются Маарья Кюла (поселок Марья), Раплаский центр поддержки «Вахтра»(Vahtra –рус. Клен), Вяндраский социальный дом, Куусалуский «Хоолела» (Hoolela- рус. Забота), Нарвский детский дневной центр «Лад», Кыргессаареский молодежный клуб с ограниченными возможностями «Викеркаар» (Vikerkaar –рус. Радуга) и Эстонское общество поддержки людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые помогают проверить качество перевода .  Исходный материал текстов мы получаем от Департамента социального страхования. Проект продлится до марта 2023 года.

Фонд  открытой Эстоний (AEF) — это благотворительный фонд, действующий с 1990 года, который поддерживает развитие Эстонии посредством различных проектов.

Фонд Активных Граждан (ACF)- одна из программ Фонда открытой Эстонии, цель которой — укрепить общество и активную гражданскую позицию, а также увеличить влияние уязвимых групп, куда также входят люди с особыми потребностями.

Директор фонда открытой Эстонии, Малл Хеллам, любезно согласилась рассказать читателям «Ваймупуу» о себе и o фонде.

Как вы оказались на должности руководителя фонда открытой Эстонии?

Руководителем фонда я стала по воле случая. Я училась в университете Этвеша Лоранда в Будапеште, получила диплом по венгерской филологии и финно-угорским языкам. Там я познакомилась с Джорджем Соросом, выходцем из Венгрии, который хотел помочь людям в Восточной Европе проявить инициативу и попытаться догнать Запад.С ним связался один из моих учителей. Я же, однажды поговорив с ним по телефону, поняла, что мы оба хотим развивать эстонское общество и сделать его открытым для мира, так я в 1990 году стала руководителем Фонда открытой Эстониии.

Я работаю на этой должности уже давно, работа всегда была увлекательной, наша страна за эти десятилетия сильно изменилась. В разное время вставали разные вызовы — текущие проблемы больше касаются демократии, укрепления гражданского общества и надлежащего управления в целом. По-видимому, у меня также есть внутреннее любопытство и потребность делать то, что поможет улучшить и изменить мир тем или иным образом.

Чем вы занимаетесьь в свободное время? Как вы совмещаете работу и личную жизнь?

Моя семья – это муж и взрослый сын. Мы с мужем вместе уже 40 лет живем в теплой дружеской атмосфере. Сохранять баланс между работой и личной жизнью — сложная задача, особенно сейчас, когда интернет повсюду и рабочие письма по электронной почте приходят по ночам и выходным. В последние годы лучшим способом сбалансировать работу и отдех –это занятия балетом и театр.

Благодаря некогда серьезным занятиям гимнастикой, я теперь большая поклонница балета -как зритель и как танцор. Несколько лет назад я снова открыла для себя балет. У нашей труппы есть возможность выступать, и это всегда дает приятное напряжение и требует собранности.

Насколько связаны Фонд «Открытая Эстония» и традициональная культура?

Во многих частях мира положение малых народов и языков хрупкое и поэтому нуждается в хранителях традиционной культуры. В некоторых странах происходит преднамеренное и систематическое искоренение племенной культуры. К сожалению, авторитарный лидер сегодняшней Венгрии, Виктор Орбан, также, по сути не интересуется финно-угорским языком и его поддерживанием. В России малые финно-угорские народы тоже находятся под большим давлением. Поскольку Фонд открытой Эстонии всегда выступал за интересы слабых и наиболее уязвимых целевых групп, то конечно есть связь и с племенным движением.

Как вы думаете, в каком положении находятся люди с ограниченными возможностями
в Эстонии?

Положение людей с ограниченными возможностями в Эстонии, безусловно, улучшилось за последние десятилетия, но есть еще много возможностей для развития. Что касается физической доступности, то ситуация особенно плохая за пределами крупных городов, где многие учреждения все еще работают в помещениях советских времен. Общественный транспорт так же вне критики. В то же время, радуют многие общественные объединения и социальные службы, ориентированные на людей с особыми потребностями, — например, Helpific, и, конечно, Ваймупуу. Кроме того, правозащитные организации стали сильнее и эффективнее. Было бы хорошо, если бы отношение к людям с особыми потребностями становилось все более позитивным. Это, безусловно, имеет свои корни в образовании, а также в общественной работе.

Фонд Активных Граждан – это международный фонд. Программа финансируется Исландией, Лихтенштейном и Норвегией в 15 странах Европейского Союза. Почему именно эти три страны?

Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не входят в Европейский Союз, но входят в Европейское экономическое пространство. Эти страны выразили желание и обязательство поддерживать различные страны Европейского Союза и способствовать укреплению их обществ. Демократия, равные возможности, активная гражданская позиция и способность высказывать свое мнение по вопросам, важным для общества, являются очень важными ценностями для ведущего партнера -Норвегии. Для этих стран очень важно помогать тем людям, кто находится в более слабом положении в обществе, например людям с особыми потребностями. Помимо Эстонии, Фонд Активных Граждан действует также в Латвии и Литве, всего в 15 странах Центральной и Южной Европы.

ФОТО Малл с супругом Тыну на приеме президента в 2018 году — Эстония 100.

Сколько проектов в Фонде АктивныхГграждан или в Фонде открытой Эстонии связано с людьми с ограниченными возможностями?

В настоящее время в работе ряд проектов разных  для людей с ограниченными возможностями: EVPIT- улучшение доступности с помощью простого языка; Эрилине Мааильм (Eriline Maailm –рус Особый Мир),НКО Валгускиир (MTÜ Valguskiir –рус Луч света) (резюме проектов можно найти здесь, I-III этапы подачи заявок https://acf.ee/toetatud-projektid ), Эстонская ассоциация нейрофиброматоза, Эстонское общество слепых. Различные ассоциации также получили поддержку для увеличения их возможностей https://acf.ee/toetatud-projektid/iv-taotlusvoorus-toetust-saanud-projektid . Кроме того, мы поддержали ряд различных проектов и организаций, связанных с проблемами психического здоровья.

Подача заявки и выполнение проектов требует преодоления бюрократии и способности понимать конкретный лексикон. Многие некоммерческие организации вообще не подают заявки, потому что они (обоснованно) сомневаются в своей способности заполнить документы. Так,  хорошие идеи могут быть не реализованы просто из-за «неграмотности».

(Проблема была распространена в течение многих лет, и не только для проектов AEF; проблема связана с требованиями доступности, частью которых является четкое сообщение и простой язык в общественной сфере.)

Язык проекта — действительно крепкий орешек. Например, непросто понять обычному гражданину юридический и медицинский язык, который часто имеет прямое отношение к жизни. Однако можно сказать, что когда проект не получает поддержки, это скорее происходит не из-за языка, а из-за того, что план действий недостаточно хорош или осуществим. Возможности эстонских ассоциаций со временем значительно расширились, а количество заявлений увеличилось. Вы всегда можете попросить совета, если что-то непонятно – мы и есть для того, чтобы помочь.

Жалуются на то, что продолжительность проектов не велика.

Проекты Фонда Aктивных Граждан длятся от 12 до 24 месяцев, этот 1- 2 года. Недавно был объявлен конкурс на получение грантов на деятельность  при поддержке Норвегии, что является первой возможностью для эстонских ассоциаций, потому что больше никто не предлагает такой возможности. Он нацелен на организации, которые действуют уже длительное время и достаточно сильны, имеют влияние в обществе и видение того, как его усилить.

Как организации людей с ограниченными возможностями могут усилить свое влияние?

Безусловно, важно найти хороших представителей и привлечь экспертов-добровольцев из других областей, потому что сотрудничество также является частью защиты ваших интересов.

Многие эстонские организации, компании и частные лица уже задумываются  о своей деятельности в области волонтерства (например, делают пожертвования,  давая свои знания и время), они также могли бы участвовать в постановке  долгосрочных целей для достижения большего влияния и опыта. Надо самим набраться смелости и обратиться за советом.

Как и из каких источников государство могло бы финансировать свои социально ориентированные некоммерческие организации? Есть ли у каких-либо стран-партнеров AEF опыт, который можно было бы применить в Эстонии?

Наша страна могла бы быть более заинтересована в совместной  работе с социально ориентированными НКО, передоставляя больше возможностей и ответственности по предоставлению услуг и сопутствующему  этому финансированию. В других странах это называется государственно-частным партнерством (PPP-public private partnership) .

Больше информации:

Фонд  открытой Эстониии  www.oef.org.ee
Фонд Активных Граждан www.acf.ee

РЕЗЮМЕ — ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Maлл Хеллам руководит Фондом «Открытая Эстония» уже более 30 лет.

Этот фонд предоставляет деньги на проекты,
которые помогают жителям Эстонии улучшить свою жизнь.

Есть много проектов для людей с ограниченными возможностями.

Maлл Хеллам призывает всех, у кого есть хорошие идеи
связаться с фондом.